Чтобы любой чертеж “заговорил” на языке понятном и инженеру, и рабочему, на них наносят определенные обозначения. Для того чтобы исключить разночтения, на эти обозначения введены стандарты. Для инженера-строителя они известны.
На каждой стадии проектирования систем отопления: при их монтаже, в период пуско-наладочных работ и в процессе последующей эксплуатации – пользуются соответствующими чертежами, условные обозначения которых в графическом виде передают необходимую информацию.
Если же нестроитель по каким-либо причинам обращается к строительному чертежу, то у него, естественно, возникнут проблемы, ибо обозначения, понятные инженеру-электрику или механику, существенно отличаются от обозначений на строительных чертежах.
Обозначения, использованные в документации, обязательно указывают в отдельном документе “Условные обозначения”.
Поскольку необходимые стандарты не всегда доступны, в этой статье даны основные условные обозначения, применяемые на чертежах систем отопления. В нормативных документах не учтены многие элементы отопительного оборудования, которые не так давно стали применяться на чертежах и схемах. Естественно, что дублировать эти документы нет необходимости, а вот вновь введенные условные обозначения будут даны.
Наряду с проектируемыми трубопроводами на чертежах дают условные обозначения и уже существующих, и перспективных трубопроводов. Проектируемые сети обозначают сплошной толстой линией, существующие – тонкой линией, а перспективные – штриховой линией. Особенностью чертежей комплекта ТС является то, что изображение подземных сетей допускается обозначать сплошными линиями. На трубопроводах обязательно указывают их диаметр и толщину стенок, на перспективных участках – только диаметр.
Основной комплект рабочих чертежей предназначен для производства строительно-монтажных работ (комплект ТС). В состав комплекта входят планы и схемы сетей, их поперечные разрезы и профили. Для П-образных компенсаторов создают собственные планы, разрезы и схемы.
Все комплекты обязательно сопровождают спецификацией оборудования и ведомостью количества необходимых материалов. Для нестандартных конструкций предназначены комплекты эскизных чертежей, называемые чертежами общего вида. Каждый вид чертежей имеет строго регламентированные масштабы.
К отдельным элементам сетей относятся узлы трубопроводов, такие как ответвления, задвижки, сальниковые и волнистые компенсаторы, устройства дренажные, пересечения и спуски труб. Спускам и поворотам трасс присваивают условные обозначения с последующим номером.
К элементам сетей также относятся оборудование и элементы трубопровода, которые имеют условные обозначения в соответствии с определенными стандартами. Началом систем отопления считают источник тепла, и от него начинают нумерацию элементов. Начальная граница проектирования систем отопления также может быть началом отсчета. Условные обозначения магистральных тепловых сетей обычно имеют сквозную нумерацию.
Элементы сетей стандартизованы по наименованиям:
Обозначение систем с принудительным (механическим) побуждением:
Обозначение систем естественных:
Функциональные признаки прибора отопления:
Условные графические обозначения в схемах отопления можно понять без специального пояснения. Здесь же будут представлены условные обозначения в их упрощенном варианте.
Нельзя допустить, чтобы подземный канал, в котором проложена теплосеть, заполнился паводковыми или грунтовыми водами. Для этого ниже основного трубопровода (на расстоянии не более 400 мм) укладывают асбоцементные трубы диаметром 150 мм. Иногда такие трубы укладывают по обе стороны от основной трубы и на одном уровне с ней. В трубах делают поперечные разрезы, иногда вместо разрезов трубы просто не стыкуют.
В исключительных случаях при полной уверенности, что в траншею не попадут грунтовые и ливневые воды, дренаж можно не выполнять. Таким основанием может быть низкое залегание грунтовых вод (более 2 м от дна траншеи), или по всей трассе песчаный грунт, обеспечивающий естественный дренаж. Дренаж должен заканчиваться водостоком.
Виды дренажа и его расположение в системе отопления показаны:
При прокладке теплотрассы на поверхности, необходимо выдерживать требования по ее расстоянию над препятствиями. Высота прокладки трубы над ж/д линией определяется отдельными нормативными документами. Переход над автомобильной дорогой должен находиться на высоте не менее 5 м, над пешеходными дорогами – не менее 2,2 м.
Над трамвайными и троллейбусными контактными сетями расстояние должно быть 0,2-0,3 м. Расстояние трассы, монтируемой на низких опорах, зависит от ширины группы труб и в свету должно быть не меньше 0,35 м (ширина менее 1,5 м) и 0,5 м (ширина более 1,5 м).
Узел является частью проложенной линии. Он состоит из нескольких элементов (или из одного) и арматуры. Все это может быть объединено разъемными и/или неразъемными соединениями. Несколько узлов составляют блок.
Устройства, реагирующие на изменение длины трубопровода в результате температурных колебаний, называют П-образными компенсаторами. Это обязательный элемент любого трубопровода, но особенно он необходим для систем отопления, в которых температура теплоносителя и трубы может изменяться в пределах, значительно превышающих температурные колебания обычного водовода.
В тоннелях тепловых систем никто не находится постоянно. Поэтому приточная или вытяжная вентиляция необходима только на время работы обслуживающего персонала.
Входы в тоннель.
Люк на тоннеле.
Трубопроводы, пересечения, соединения.
Основной проблемой теплотрасс является потеря тепла на пути от источника к потребителю. По некоторым оценкам они достигают 20%. Поэтому для таких систем трубы стали изолировать в производственных условиях. Для этого их помещают в полиуретановую оболочку, которую иногда еще и оцинковывают.
Обозначение любого трубопровода:
Трубопроводы пересекаются, но находятся в разных плоскостях, то есть без соединения.
Гибкие трубопроводы представляют собой обычные шланги разных диаметров. Но в настоящее время в схемах отопления и горячего водоснабжения применяют трубы из сшитого полиэтилена. Они обладают гибкостью и поэтому без специальных компенсаторов обеспечивают защиту систем от поломок в результате температурного расширения труб. На изображении 15 показана такая однотрубная конструкция горячего водоснабжения. Существуют 2-трубные и 4-трубные варианты.
Показано обозначение гибкого трубопровода и шланга:
Вентили, задвижки, затворы выступают отдельной категорией, и для них используются следующие обозначения:
На следующих изображениях схематично представим некоторые обозначения, которые применяются для указания отопительных узлов и механизмов.
Это далеко не полный перечень обозначений в схемах, но для чтения простых схем его достаточно.